05 июнь
Социальная мобильность и психология
Просмотров: 13494
Доктор Альдо Скода,
Заместитель директора Международного института миграции Скалабрини Папского Урбанианского университета

 

Социальная мобильность и психология

1. Расширяем видение: от чисел к людям.

Сегодня существует тенденция представлять человеческие и социальные явления как ряд чисел, которыми можно управлять с помощью статистических правил, что, в некотором роде, может обеспечить обоснованные прогнозы на будущее. Хотя такая тенденция имеет решающее значение для изучения сложных социальных вопросов, таких, как социальная мобильность и дает возможность увидеть некоторые закономерности, цифр недостаточно, чтобы описать полную картину явления миграции. На самом деле, с одной стороны, это явление возможно описать с точки зрения количественного аспекта; с другой стороны, мы должны также учесть качественный аспект реальности, который требует обращать внимание на восприятие, комплексную реляционную1 и социальную динамику.

 

Из литературы по социальной психологии, работа Брюнера и коллег [Bruner, 1992] о феномене переоценки восприятия (и важности классификации процессов в отношении восприятия и организации знаний, которые дают возможность отдельным лицам выйти "за пределы полученной информации") стала классикой. Исходя из этого, нам кажется важным, выделить два аспекта последующего обобщающего анализа миграционной динамики:

 

1.​ Сложно дать однозначное определение терминам «культура» и «нация». Предполагать, что эти понятия обозначают что-то прочное, онтологическое, материальное, геополитическое и статичное значит, игнорировать динамический элемент принадлежности и идентичности, также как нарративные2 и исторические аспекты. Культура и нация это те идеи, которые относятся к реалиям, выходящим за рамки географического концепта. Их нельзя рассматривать с точки зрения монолитной статистики их необходимо рассматривать, учитывая их динамические характеристики.

2.​ Еще одно понятие, связанное с первым, это образ мигранта. Иногда, даже некоторыми исследователями, иммигрант воспринимается как субъект с определенными неотъемлемыми характеристиками, при этом не учитывается, что определение не может учесть всех аспектов реальности. Поэтому проще использовать термин «иммигранты» в общем смысле, не учитывая при этом специфический социокультурный контекст3. Реляционная и социальная динамика переживается по-разному человеком, прибывшим из Колумбии и человеком, прибывшим из Индии. Тем не менее, обобщение это полезный процесс который может быть использован для исследования и представления, но необходимо учитывать сложность реального мира и помнить об ограничениях данного метода.

Все больше и больше научных исследований говорят об этом подходе, так в последнем отчете, представленном недавно Международной Организацией Миграции, акцентируется внимание на концепте благосостояния человека, а также это можно заметить в названии Отчета по Мировой Миграции 2013 года «Благополучие мигрантов и развитие» это хороший знак для будущих изменений.

2. Действительность сепарации (отделение)

Миграция, которую определяют как передвижение людей между другими людьми, одно из самых заметных явлений в современном мире. Данная тема наводит не только на идеи пространственной мобильности и перемещений, но и также на культурные политические и социальные аспекты также как и на идею постоянной смены границ. Среди различных аспектов миграции я занимаюсь исследованием антропологического и психологического направлений.

В дополнение к тому чтобы быть вызовом для глобальной политики и для местных экономических, социальных и культурных прав, миграция это еще и возможности, связанные с ее собственным символическим значением. Мигранты живут в экзистенциальной4 напряженности между прошлым, оставленной позади жизнью в стране происхождения, их семьей, культурой, корнями и новым будущим, которое они намереваются построить в отличающемся и незнакомом месте, иногда даже враждебном.

Кроме того, процесс миграции определяет подвижность ценностей, отношений, личного и социального поведения, наряду с определенной динамикой присоединения к группам и к различному культурному наследию. Миграция также может быть воспринята с субъективной точки зрения в том смысле, что «тот кто решил эмигрировать это реальный человек, чье решение основано на субъективном восприятии реальности которую он хочет покинуть и реальности, в которую он намеревается направиться» (Качиньский 2008 стр. 116).

Фаза первого контакта

Сложности первого столкновения с реальностью новой страны имеют решающее значение для понимания результатов различных путей интеграции (Джулиани, Инвестиции 2010). Первичный период после приезда (первые несколько недель) представляют собой фазу гиперкомпенсации5, что то типа моратория, при котором чувство боли, усталости, разочарования вызванные потерей и столкновением с новой реальностью дремлют, что позволяет индивидуумам решить некоторые фундаментальные базовые потребности.

Опыт ощущения отчужденности, потерянности, одиночества …

- контакт с новой политической системой

- борьба со сложным и разочаровывающим рынком труда

- социальные сети (семья, друзья, знакомые) против доступных институциональных услуг

Сожительство, желанное и выстраданное одновременно

- «Изучение заново» территории: работа, закон, ценности, знаки, поведение, …

- Брюнер: вы не изучаете культуру вы входите в нее

- В этой встрече / столкновении культур, именно мигрант платит самую высокую цену, так как не имеет необходимых инструментов и навыков.

- Множество ежедневных мелких травм: культурный шок (информация, манипуляция, социальная несправедливость, трудовая эксплуатация, и так далее).

- Разрыв между теорией справедливости и практикой справедливости.

Шок реальности: Другие не следуют нашим правилам, у других иные фундаментальные ценности, у других нет тех же самых целей, которые есть у нас, другие не ведут себя так как мы, как нам бы хотелось, другие люди не стремятся к беспроигрышному подходу6 им нужна только личная выгода, даже переговоры с добрыми намерениями часто не приводят к пониманию, а наблюдаемое поведение не поддается объяснению с помощью рациональной логики.

Возможные последствия от столкновения с реальностью:

- Позитивные: возможность проанализировать многообразие, принять то, что можно принять (исключая безоговорочное принятие радикального экстремизма) и увеличить уровень знаний и культурных навыков.

- Негативные: спад в эмоциональной сфере, отрицание реальности, замыкание в собственном культурном мире, что зачастую ведет к различным формам депрессии.

Деперсонализация7Лучшая стратегия держать временных рабочих под контролем это угрожать им высылкой: “только попробуй создать проблемы в этой стране, неблагодарный иностранец, раз и навсегда отправишься домой...”.

Невозможность контролировать в повседневной жизни даже самые обыденные вещи, такие как часы работы, праздники, часто лишение свободы, конфискация личных документов. Все это ведет к ощущению состояния беспомощности, так как индивид, сталкиваясь с внешними обстоятельствами, не имеет возможностей повлиять на ситуацию.

3.Процесс отчуждения и поиск нового равновесия (траур и миграция)

От анализа результатов постмиграционной адаптивности/дезадаптивности к пониманию сути:

«Перед тем как стать иммигрантом мигрант всегда сначала является эмигрантом». Миграция представляет собой сложный процесс, а также травмирующее событие для тех, кто его переживает.

Расширить фокус до всего миграционного пути, и выйти за рамки момента, в котором человек живет сейчас, ответив на вопросы почему, как, когда? значит раскрыть множество субъективных и объективных смыслов которые дает опыт миграции. Исследование причин миграции и предшествующей этому жизни позволяет лучше понять элементы личных и социальных аспектов, которые характеризуют это явление и наделяют сутью постмиграционные реляционные конфигурации8. Семья и расширенные семейные сети, ее члены на различных этапах, играют важную роль в мотивации и поддержке процесса принятия решений. Мандат миграции, который как ожидает семья будет выполнен, состоит из сознательных и бессознательных ожиданий.

Безусловно, столкнувшись с действительностью, с отличиями между культурой происхождения и культурой принимающей страны, мигрант испытывает психологическую, культурную, социальную, а иногда физическую отчуждённость. «Уехать значит разделиться, отделиться…» [Гринберг и Гринберг, 1986].

Несколько психологов, а именно, Lussier, Guinsberg, Achotegui, Grinberg, рассмотрели миграцию с точки зрения “отчуждения” и развили теорию вокруг процесса траура. Согласно этим авторам, существует следующие три схожести между трауром и миграцией:

во-первых, утрата, которая вызывает боль и ведет к отрешенности. Для простоты и ясности в моем изложении я следую анализу Лассера [2012, 62-72]:

Утрата - утрата Родины - это главная утрата, потому что страна происхождения является основополагающей при формировании личности и особенно социальной идентичности. В то же время оставляя позади контекст, мигранты подвергаются многократным утратам, а именно, потеря своей работы, социального положения, семьи и социальной сети, потеря языка, культурной матрицы ссылки, так же как религии.

Еще одной важной, но менее очевидной утратой является «утрата времени», часто осознается после того как материальные и юридические трудности преодолены. Миграция включает задержку предыдущих тенденций, иногда разрушение смысла жизни для обоих, что было и что будет (начать все сначала, и т.д.).Этот аспект, в случае миграции, не его личное решение, а следствие процесса миграции, что зачастую делает его не способным определять свое будущее и будущее своих близких.

Боль - В 1688 году швейцарский врач Жан Хофер назвал «Ностальгией» (тоска по родине) новую человеческую болезнь, как следствие разделения и отчуждения от первоначального контекста. Что является причиной снижения умственных и физических способностей, психических расстройств, а в некоторых случаях приводит к суициду. Интересно отметить, что первый случай "ностальгии" был зафиксирован у студента в Базеле, который переехал в Берне, расположенном всего в 160 километрах.

Миграция поэтому процесс, который приводит к последствиям для благополучия человека и требует переопределения идентичности и системы ценностей, реконструкции личности, социальных и человеческих биографий. Этот процесс может привести к потере ориентиров, неадекватности в человеческих отношениях и социальным волнениям.

Уровень болевых ощущений во многом зависит от оценки предмета относительно событий: вид реакции человека перед лицом стрессовых ситуаций и способность совладать с ней, когнитивная9 оценка стимула и умение справиться с ним, способ “интерпретации ” событий, эмоциональной и поведенческой реакции.

В настоящее время существует большое количество литературы о воздействии социально-психологических и соматических заболеваний или расстройств, вызванных отчуждением по причине миграции, а также значительный рост клинических случаев в Италии и за рубежом.

Отрешенность – относится к трауру, Фрейд писал: «…траур побуждает Эго отказаться от объекта, объявив его " мертвым", и предлагает в обмен на Эго премию остаться в живых”. Как и в случае траура, процесс адаптации к новой реальности, или баланс социальных отношений, является динамическим путем, который влечет за собой непрерывные переговоры между реальным или идеальным потерянным объектом (семья, жена, дети, друзья, и т.д.), и как следствие чувство опустошения и опасности, а также новый баланс достигается с угрозой его временным характером.

Восстановление собственного происхождения мигрантов

- Тема отъезда и его значения, пересмотрена и переосмыслена всем опытом миграции, особенно когда есть критические события (брак, рождение, болезнь, смерть, и т.д.).

- Наличие различных трудностей, таких как экономические, плохое обращение на рабочем месте; стремление к выкупу; избегание драматических ситуаций; храбрые строители своей судьбы; эмоциональная дистанция, и т.д.

4.Посредничество как форма помощи

В 1971 г. психолог Уильям Райан опубликовал важную работу, названную, “Обвиняя жертву”10, которая оказала прямое влияние на развитие комплексного видения, анализа, исследования и вмешательства в социально-психосоциологическую область. Автор критиковал сокращение конфликтов и проблем, проявляющихся на социальном уровне, лишь до области индивидуально-психологических, особенно в наиболее уязвимых и маргинализованных группах. Риск состоит в том, чтобы страдания или проблемы человека (потерпевшего, по мнению автора) отнести к проявлению личных факторов (например, неспособность, невежество, бедность, отчуждение, и т.д.), реабилитируя от любой ответственности социальные субъекты и другие факторы. Исходя из чего, мигрантов “обвиняют” в том, что они являются причиной проблем, не ставя под сомнение различные социальные и реляционные контексты, в которые они вовлечены и которыми делятся с другими.

В противоположность, большее использование комплексной системы, где индивидуум взаимодействует с различными сетями, видится, более разумным способом справиться с ситуациями и сложными социальными явлениями, в частности касающихся миграции. Эта концепция была описана Чикагской школой как экология человека (концепция экологии человека). Начавшись в 1920-х и 1940-х годах как исследование социальных явлений в отношении местных сообществ,экология человека сосредоточилась на анализе окружающей среды (социальной и культурной экосистемы), в которой живет человек и которая производит определенные условия, влияющие на людей даже без их ведома. Больше чем методологической и интерпретативной парадигмам, концепция экологии уделяет внимание взаимосвязям, которые существует не только между людьми данной общины, а также в рамках социального, институционального, культурного и религиозного контекста. Левин и Перкинс11 предлагают несколько пунктов, которые могут помочь прояснить понятие:

- влияние, оказываемое физической и социальной средой на поведение;

- взаимозависимость между индивидуумами в пределах определенных социальных групп, видимых как сообщества;

- перспективность исследований и действий, направленных на более крупные единицы, и не только на индивидуума;

- в контексте исследования-вмешательства содействие активному сотрудничеству и участию между всеми социальными субъектами, вовлеченными в процесс.

В рамках интегрального процесса в контексте экологии человека жизненно важная роль отводится посредничеству, которое сразу напоминает нам о взаимодействии человека с определенным контекстом и с другими людьми. Это соображение подчеркивает тот факт, что люди являются истинными посредниками, деятелями или сказителями своей собственной культуры, и что каждый человек является носителем определенной оригинальности, которая не может быть сведена к упрощенной категории культурной принадлежности. Для поощрения позитивного взаимодействия между мигрантом и новым внешним контекстом, психологическое исследование предлагает некоторые понятия, которые могут помочь посредничеству и процессу интеграции (агентство, участие, расширение возможностей).

Хотя, на индивидуальное развитие большое влияние оказывают исторические и социально-культурные факторы, такое влияние не отрицает роли личности и оригинального синтеза, который возникает в этой динамической связи. Термин “агентство” часто используется, чтобы описать умение человека действовать в его или её собственной среде и, возможность, изменять и использовать среду для собственных целей. Это фундаментальная динамика, для понимания действия, которое индивидуум оказывает в пределах динамики посредничества:

Агентство суммирует элементы, которые мешают тому, чтобы мы рассматривали культуру как “отличающуюся группу” [...]. В этом причина, почему каждая культура, видимая изнутри, теряет свою однородность, прекращает быть последовательной и начинает выглядеть таким образом, который каждый из нас мог видеть [...], позволяя нам понять изменение, которые привносят агенты (те, кто действует) постоянно представленные в обществе.12

Эта концепция важна для практики культурного посредничества, поскольку она помогает увидеть индивида не как безучастное лицо, к которому применяются различные социально-культурные маркеры, а скорее как активного агента, в диалоге с культурной средой, отличающейся от его/ее собственной.

Важно ввести другой элемент, который очень дорог для психологического сообщества и способен выразить индивидуальные способности взаимодействия с окружающей средой и окружающим контекстом, а именно участие:

Это означает приверженность и ответственность личности в рамках проекта, направленного на достижение целей, определенных коллективно. [...] Процесс, в котором индивидуумы принимают активное участие в институтах по выработке решений, программах и средах, которые на них влияют.13

Этот процесс является фундаментальным для построения верного пути межкультурного посредничества, где результат не ассимиляция мигрантов, но интеграция, задуманная как новая форма сосуществования, которая принимает во внимание каждый задействованный элемент.

Это соображение «приносит на стол» еще один элемент, а именно, концепциявласти. Социокультурная динамика между коренным населением и мигрантами часто определяется не по отношению к процессу переговоров, а балансом сил определенных демографическим, социальным статусом, доступом к учреждениям, где принимаются решения, и так далее. Хотя определить и проанализировать понятие власти это и не мое стремление, я хотел бы подчеркнуть, что истинное посредничество, нельзя рассматривать как односторонний процесс, в нем на переговорной арене должны участвовать все заинтересованные стороны. Чтобы лучше проиллюстрировать этот факт, я представлю термин расширение полномочий (empowerment), что означает “увеличение, рост власти”. Эта динамика связана с тем фактом, что часто у большинства социально, экономически и культурно обделенных людей или классов нет тех же самых возможностей получить доступ к ресурсам. Первое, чтобы определить это понятие, психолог Раппапорт, определил расширение возможностей как фундамент всей опытно ориентированной социальной работы. Согласно Раппапорт, применение понятия расширение возможностей означает следующее:

Идентификация, стимулирование и создание контекста в котором субъекты в другом месте изолированные, безмолвные и маргинализированные по разным причинам, а также организации и сообщества, способны обрести голос, чтобы получить признание и возможность влиять на решения, затрагивающие их жизнь. Проблемы расширения возможностей тех, кто по определению исключен из большинства.14

Это процесс, способен активировать ресурсы, уже присутствующие в людях, контекстах и, благодаря тем силам, строить основу для истинного посредничества и культурных переговоров для достижения позитивной и взаимоприемлемой интеграции.

1 [от лат. relativus - относительный] Книжн. Выражающий отношение; связанный с выражением отношений между чем-л. Р-ые связи, отношения. Энциклопедический словарь. 2009.
2 [фр. narratif < лат. narrativus - повествовательный] - лит. повествовательный, описательный (в отличие от диалогового), эпический (напр., н. проза). Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.
3 (context). Конкретные условия или ситуации, в которых происходит развитие; «фон» развития. Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге.
4 Филос. Связанный с бытием, существованием человека. Э-ые проблемы жизни. Энциклопедический словарь. 2009.
5 (Overcompensation) в психологии: подчеркнутая защитная компенсация имеющейся или мнимой физической или психической неполноценности человека, при которой человек пытается преодолеть ее, прикладывая для этого значительно большие усилия, чем требуется. Медицинские термины. 2000.
6 Win-win approach - беспроигрышный подход, стремление достигнуть такого решения, при котором все стороны выигрывают и при котором никому не приходится ничем жертвовать (дополнение от переводчика).
7 Нарушение деятельности сознания. Характеризуется тем, что у индивида появляется ощущение собственной изменённости, связанной с отчуждением от окружающих, потерей Я. Возникает при психических заболеваниях и пограничных состояниях, а также при эмоциональных перегрузках. Психологический словарь. 2000.
8 (отлатconfiguratio - формауклад) - англconfigurationнемKonfiguration. 1. Внешнее очертание, взаимное расположение к.-л. предметов или их частей. 2. В гештальтпсихоло-г и и - образец, состоящий из взаимозависимых элементов, при изучении к-рого основное внимание обращается на целостную структуру, а не на отдельные составляющие ее части. см. ГЕШТАЛЬТ, ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. Энциклопедия социологии, 2009
9 (от лат. cognitio — знание, познание) — соответствующий когниции (познанию), познаваемый (ость). Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону. В.Н. Савченко, В.П. Смагин. 2006.
10 В. Райан, Обвиняя жертву, Старинные Книги, Нью-Йорк 1971.
11 Ср. Стр. Amerio, Психология сообщества, Мельница, Болонья, 2000, с. 27-30.
12 G. Mantovani, Межкультурность, Мельница, Болонья, 2004, p. 85-86.
13 M. Santinello, et. в., Основы психологии сообщества, страница 113.
14 Цит. по Стр. Amerio, Психология сообщества, Мельница, Болонья, 2000, p. 296.
вверх